10 лучших азиатских режиссеров

Кино и сериалы
5802

Знаменитая «Трилогия мести», красочные уся, культовые аниме, боевики о якудзе, философские притчи, самурайские эпосы – все это творчество азиатских режиссеров. Особый мир, в котором росли и мужали эти постановщики, – национальные традиции, легенды, богатая история стран Востока, – конечно, наложили отпечаток на их фильмы. Хотя у некоторых из них снимаются и американские, и европейские звезды, да и действие происходит далеко за пределами Азии, все равно стиль мастеров Страны Восходящего солнца, Китая и Южной Кореи не спутаешь ни с чем! Представляем вам топ-10 лучших азиатских режиссеров – многие имена вам наверняка знакомы.

Особый взгляд: азиатские режиссеры

Хидео Накато и феномен жанра j-horror

Несмотря на то, что у первого азиатского режиссера нашего списка нет наград и званий, мы не могли проигнорировать его работы – они стали законодателями моды в жанре хоррор, породили голливудские ремейки и вдохновили подражателей. Слава японца Хидео Накаты началась в конце 1990-х, когда на экраны вышел его жуткий шедевр, тот самый j-horror «Звонок», ставший лидером отечественного проката. Позже по сценарию Накаты сняли американский «Звонок» с Наоми Уоттс, а сам режиссер поставил «Темные воды», «Чат» и другие ужастики. Если хотите как следует напугаться, то ищите фильмы Накаты! Главное в его работах – нагнетание жуткой обстановки и элемент внезапности: навряд ли вы когда-нибудь забудете утопленницу, завесившуюся копной спутанных черных волос и рывками выползающую из телевизора!

Кадр фильма «Звонок»

Акира Куросава: непревзойденный классик

А теперь – к традиционным шедеврам! Великий японский режиссер Акира Куросава тяготел к медитативному, неспешному, философскому кино. Он экспериментировал с русской классикой (экранизировал нескольких наших авторов, например, «Идиота» Достоевского). Он по-своему адаптировал Шекспира («Ран», напоминающий «Короля Лира»). Он мастерски и очень атмосферно интерпретировал великолепные образцы японской литературы и исторические события («Расёмон» или «Семь самураев»). И, конечно, он стал образцом для подражания целого поколения. Знаменитая «Великолепная семерка» с Бриннером и вестерны «Долларовой трилогии» с Клинтом Иствудом вдохновлены Куросавой.

Кадр фильма «Расёмон»

Ёдзи Амада: мужчине живется трудно

Имя азиатского (тоже японского) режиссера Ёдзи Ямада знакомо, пожалуй, только любителям искусства Страны Восходящего солнца и киноведам. Однако мэтр, которому сейчас 86 лет, многого достиг и многое успел. Надолго «застряв» в помощниках режиссера (был слишком скромен), он прославился в середине 1960-х годов (комедия «Милый бродяга») и укрепил репутацию фильмами цикла «Мужчине живется трудно», начатым в 1969-м и завершенным в 1995-м (48 новелл). В начале 2000-х Ямада обратился к истории и самурайской теме и выпустил франшизу, ставшую хитом не только в Японии («Сумрачный самурай», «Скрытый клинок», «Любовь и честь»).

Кадр фильма «Сумрачный самурай»

Вонг Кар-Вай: гангстерские боевики и арт-хаус

Вонг Кар-Вай, азиатский режиссер из Гонконга, снимает как на родине, так и за ее пределами и не зацикливается в рамках одного жанра. Возможно, вы смотрели его мелодраму «Мои черничные ночи» (2007-й год) с Джудом Лоу, Рэйчел Вайс, Натали Портман – это был первый фильм Кар-Вая с голливудскими артистами. Но начинал постановщик с боевиков («Пока не высохнут слезы») и исторических притч («Прах времен»). Лучшим фильмом режиссера считается арт-хаусная лента «Любовное настроение» с Тони Люном и Мэгги Чун, выпущенная в 2000-ном году. Картины Кар-Вая отличают великолепная визуализация и музыкальное оформление. Актеры, работавшие с режиссером, говорят, что у него часто нет сценария как такового – фильм рождается прямо на площадке.

Кадр фильма «Мои черничные ночи»

Ким Ки-Дук: религиозный подтекст

У южнокорейца Ким Ки-Дука есть «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля (за триллер «Самаритянка»), венецианский «Золотой лев» (за драму «Пьета») и множество других наград и номинаций. Он поздно пришел в профессию: жил в глухой провинции, потом намеревался стать священником и начинал как художник. Наверное, поэтому в его фильмах так хороша «картинка» и часто присутствует религиозная тема («Пьета» – это оплакивание Христа). Некоторые ленты Ким Ки-Дука могут оттолкнуть натурализмом, но, например, философская притча о жизни монаха «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» завораживает.

Кадр фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Пак Чхан Ук и трилогия мести

Следующего азиатского режиссера, Пак Чхан Ука из Южной Кореи, призвание тоже нашло не сразу: студент католического колледжа увидел «Головокружение» (шедевр Хичкока с Джеймсом Стюартом и Ким Новак) и решил, что должен посвятить жизнь кино. Его «Трилогия мести» («Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть») стала культовой. «Олдбой» кроме всего прочего претендовал на главную награду Канн и является одним из любимых фильмов Тарантино. В 2016-м году Каннский кинофестиваль снова аплодировал южнокорейцу – он представлял эротическую драму «Служанка» с запутанным сюжетом и очень откровенными сценами.

Кадр фильма «Служанка»

Чжан Имоу: мастер уся

Выпускник Пекинской киноакадемии Чжан Имоу снимает фильмы уже три десятка лет, и уже первая его работа «выстрелила» на Берлиннале: драма «Красный гаолян» 1987-го года завоевала «Золотого медведя». Но широкой аудитории Чжан Имоу знаком по более поздним работам, ярким эффектным уся (историческим эпическим фильмам, включающим сцены с боевыми искусствами). Несмотря на трагические события, происходящие в ленте «Дом летающих кинжалов», и жестокие поступки императора в «Проклятии золотого цветка», это шедевры с изысканными роскошными костюмами и хореографичными сценами битв. 

Кадр фильма «Дом летающих кинжалов»

Хаяо Миядзаки: волшебник анимации

Японский режиссер, писатель, художник Хаяо Миядзаки – это классик мировой мультипликации. В начале 1980-х он начал работать на мангой «Навсикая из Долины ветров». Ее адаптация, выпущенная в 1984-м году, была очень успешной и признана вторым лучшим аниме в истории Японии. Уже через год азиатский режиссер основал собственную анимационную студию «Гибли» в Токио и начал выпускать один культовый полнометражный мультфильм за другим: «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками» (премия «Оскар»), «Ходячий замок» и другие. После выхода фильма 2013-го года «Ветер крепчает» Миядзаки сказал, что уходит на заслуженный отдых.

Кадр фильма «Мой сосед Тоторо»

Такеши Китано: мудрая улыбка воина

Вы смотрели «Затоiчи»? Тогда вы понимаете, о ком сейчас пойдет речь! Творчество японского режиссера Такеши Китано для многих свелось к этому культовому фильму о слепом воине. Другие считают, что Китано снимает, в основном, боевики о якудзе, беспощадной и коварной японской мафии. Однако даже эти работы постановщика, сценариста, комедианта, актера отличаются глубоким смыслом, рассказывают о верности, любви, мести, чести, долге. Вершиной фильмографии Китано специалисты считают «Фейерверк», роуд-муви об отставном полицейском. А любители оригинальной визуализации смотрят альманах из трех частей «Куклы». Если хочется улыбнуться вместе с Китано, тогда стоит увидеть «Кукудзиро» (этому фильму устроили овацию в Каннах) или гротескную ленту «Ахиллес и черепаха».

Кадр фильма «Затоiчи»

Энг Ли: самый титулованный и… западный

Самый титулованный и прославленный азиатский режиссер нашего списка Энг Ли – уроженец Тайваня, в 20 лет перебравшийся в Штаты и там получивший специальное образование. В коллекции Ли есть три «Оскара», по два «Золотых глобуса», «Золотых медведя» и «Золотых льва». Его фильмы потрафят любым вкусам. Любители восточных притч с красивыми боевыми сценами до сих пор пересматривают уся «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Тонким эмоциональным натурам очень понравилась военная драма с элементами эротики «Вожделение» и экранизация английской классики «Разум и чувства» с Эммой Томпсон и молодой Уинслед. А про «Горбатую гору» и «Жизнь Пи» столько говорилось и писалось, что мы не хотим повторяться. Несмотря на то, что Энг Ли давно стал «западным», памятуя о его происхождении и манере, мы отдаем ему звание лучшего режиссера Азии наших дней. 

Кадр фильма «Вожделение»

Дизайн — Жанна Травкина