Туман залег на Дунсинанский холм, или на Что способна любящая женщина

Книги
2154

«Не пора ли, друзья мои, замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», – сказал герой культовой комедии «Берегись автомобиля», режиссер самодеятельного рабочего театра. Мы подумали о том же. И вот результат – в нашей рубрике «Книга vs экранизация» участвует фильм Джастина Курзеля «Макбет», в котором снялись звезды мирового кино Майкл Фассбендер и Марион Котийяр. Осторожно, спойлеры неминуемы.

Комиксы побеждают?

Лента австралийца Курзеля была впервые показана на Каннском кинофестивале 23 мая 2015-го года. Она входила в программу основного конкурса, однако была обойдена вниманием жюри. Трейлер драмы появился на канале «YouTube» через 12 дней – 4-го июня, и вскоре число просмотров ролика перевалило за миллион. Сборы фильма были скромны – 16,3 млн. долларов, и это понятно: в век комиксов серьезное кино подвергается остракизму, а ведь «Макбет» снят по трагедии Шекспира и мало в чем отличается от оригинала. Но разница все же есть, о ней поговорим позже.

Фильм «Макбет»: звезды и режиссер

Трагедия изменника

На случай, если вы не очень хорошо помните содержание пьесы, напоминаем вам его. Шотландский военачальник и родня короля Дункана, Макбет одерживает победу над войском изменника Макдональда и вскоре встречает трех ведьм. Те приветствуют генерала, называя его «гламисским таном» (это родовой титул героя), «кавдорским таном» и «будущим королем Шотландии». Уже в следующей сцене Макбет узнает, что правитель сделал его кавдорским таном (получается, и трон не за горами). Вдохновившись этим предсказанием (и поделившись им с женой, которая еще пуще мужа возжелала престол), Макбет убил вначале Дункана (он гостил в замке Макбетов), потом – своего друга Банко и истребил семью Макдуффа, заподозрившего неладное. Сам Макдуфф успел сбежать в Англию и в финальном поединке отрубил голову злодею.

Обложка книги «Макбет»

Он мог бы стать хорошим вассалом

На роль мужественного Макбета, поддавшегося на уговоры жены, режиссер пригласил британского актера Майкла Фассбендера. Спору нет, выбор превосходный! Майкл сейчас очень востребован, его знают и любят, по идее, эта кандидатура была призвана привлечь в кинотеатры море зрителей. Ведь Фассбендер отлично смотрится и в роли чокнутого плантатора («12 лет рабства»), и в образе молодого Магнето (франшиза о людях Икс). 

Фассбендер в роли Макбета

Макбет в его трактовке – терзающийся сомнениями, запутавшийся человек, купившийся на сомнительные посулы ведуний и захотевший власти. Однако, вполне возможно, он не пошел бы на роковой шаг, если бы не красноречие жены, ее ласки, ее страсть, ее вера в полную безнаказанность. Она вложила кинжалы в его руки, благословила на кровавое месиво, помогла спрятать улики и упрекала в минуты малодушия. 

Леди Макбет уговаривает мужа на злодейство

Главная злодейка мировой литературы

Леди Макбет – одна из самых известных злодеек мировой литературы. Она упорно толкает мужа в пропасть, топит свой замок в море крови, заставляя Макбета убить телохранителей монарха и самого Дункана, поощряет на расправу с семьей Макдуффа и Банко. Однако совесть новоиспеченной королевы не выдерживает столь тяжкого груза. Она сходит с ума, шатается по замку ночами, бормоча бессвязные фразы о крови, которую никак не смыть с рук. Интересно, почему Курзель отдал роль французской актрисе Марион Котийяр? Она ассоциируется со светом, добром, теплом, у нее такой лучистый нежный взгляд! А тут – подстрекательница и одержимая властью мегера. Надо отдать должное оскароносной Марион, несмотря на всю милоту и отсутствие внешней «хищности», она стала идеальной леди Инвернесса. Ее едва сдерживаемая страсть прорывается в монологах, где она призывает все силы ада помочь. Остается только гадать – что сломало столь железную леди? 

Леди  Макбет – королева Шотландии

И еще – Марион снималась почти без грима, по крайней мере, видимого глазу грима (лишь на пиру над глазами легли едва заметные голубые тени). Но даже с таким «голым» лицом она прекрасна! То, что главный приз за женскую роль в Каннах отдали Руни Мара за роль в лесбийской драме «Кэрол», мы объясняем только современными веяниями. Котийяр достойна всех возможных наград, полное перевоплощение и погружение в образ.

Король и тан Файфа

Небольшая роль Дункана, столь быстро ушедшего со сцены, досталась известному британскому актеру Дэвиду Тьюлису. Что ж, он «дорос» до ролей монархов, был в меру солиден и в меру доверчив.

Король Дункан и Малькольм

Другого знатного тана, Макдуфа, сыграл Шон Харрис, не очень известный уроженец Лондона. Но если вы смотрели «Миссия невыполнима: Племя изгоев», то запомнили актера – он изображал антагониста, террориста Лэйна.

Макдуф – Шон Харрис

Леди Макдуф в первоисточнике – второстепенный персонаж, она появляется только в сцене, когда на их замок нападают убийцы. Она разговаривает с маленьким сыном, насмешливо обсуждая отъезд мужа («я нового себе куплю»), а потом гибнет, зверски зарезанная наемниками Макбета. В фильме леди Макдуф (Элизабет Дебики) прибывает вместе с мужем в замок Макбета, чтобы поприветствовать нового короля. 

Леди Макдуф – Элизабет Дебики

После сцены сумасшествия правителя (ему чудится призрак Банко) тан Файфа и его жена уезжают. Смерть леди Макдуф и целого выводка ее детишек в кино обставлена с большей помпой – они убегают через лес, их ловят, привязывают к столбам и сжигают. Макбет ходит около места экзекуции и скандирует: «Побег изменникам-танам не поможет! Я не уязвим!». Перед казнью женщина в отчаянье кричит: «И это тот тиран, чьим именем детей сейчас пугают, честным слыл и добрым?».

А ведьмы ли они?

Вот так плавно мы подошли к отличиям экранизации и трагедии. Самое большое разочарование ждет тех, кто будет искать в кино инфернальные эффекты. Ведь три ведьмы – это важные героини, которые появляются несколько раз и весьма «живописно» колдуют, варят зелье из всякой гадости, вроде жаб, зубов мертвеца и крысиных хвостов. Они встречаются со своей покровительницей Гекатой, которая упрекает их – зачем раскрыли Макбету глаза. Во множестве постановок и адаптаций для кино и ТВ ведьмы часто показаны уродливыми старухам, нагоняющими страх. Здесь такого нет. Это, скорее, ведуньи, которым известны жуткие тайны, знахарки, и никакие не бабки – одна постарше, две другие помоложе, несколько шрамов не портят их лиц, и в них нет ничего устрашающего. Они безучастно наблюдают за битвами и никаких заклинаний у бурлящего котла не произносят.

Ведьмы – не такие, к каким мы привыкли

Режиссер пошел еще дальше и включил в эту тройку еще одного, четвертого члена ведьмовской шайки, девочку. Курзелю приглянулась маленькая актриса Эмбер Риссман, и он сделал ее героиней фильма. Правда, малышка-оборванка не произносит ни слова, а просто слоняется около взрослых товарок.

Маленькая ведьма – Эмбер Риссман

Все начинается с похорон, а заканчивается кроватью

Другое важное отличие. В пьесе подразумевается, что у леди Макбет был ребенок (она как-то обмолвилась, что кормила грудью), но судьба его не известна. А тут расставлены все точки над i: фильм открывается мрачной сценой похорон. Макбеты предают погребальному костру маленького ангелоподобного наследника. 

Похороны наследника

Трагедия же начинается с выхода трех ведьм: они договариваются, когда встретятся вновь.

Позже малыш явится сошедшей с ума матери, когда она будет говорить про кровь на руках. Эта сцена  тоже изменена. В оригинале леди бродит по замку, пугая служанку и врача. Глаза ее открыты, в руке свеча, бормотание явственно (так она выдала все кровавые секреты придворной даме). В кино леди Макбет приходит в какую-то часовню, сидит на полу в покрывале, глаза наполнены слезами. 

Леди Макбет сошла с ума от злодеяний

Она обращается к призраку умершего сына: «В кровать, в кровать, в кровать». В следующий раз мы и правда увидим злодейку в кровати – мертвую. Шекспир оставил «за кадром» ее смерть: то ли угасла от мук, то ли покончила с собой.

Возможно, введением в сюжет покойного сына Курзель хотел оправдать поступок молодой женщины – она страдает, чуть не сходит с ума от потери и не желает, чтобы муж-генерал погиб в очередном сражении. Если же супруг займет трон, ей будет спокойнее и легче.

Фильм «Макбет» коронация

Излишняя самонадеянность губит

Когда Макбет уходит среди ночи искать ведьм, чтобы уточнить – чего ему следует опасаться, те водят свой хоровод вокруг горшка с зельем и вызывают призраков. Один призрак говорит Макбету, что ему ничего не грозит, пока «Бирнамский лес не пошел на Дунсинан». Он успокаивается – ведь деревья не могут ходить. Другой призрак сообщает, что Макбет неуязвим: он не может погибнуть от рук того, что был женщиной рожден. И это окончательно развязывает кровавому тирану руки. Так в пьесе. В фильме, как мы уже сказали, нет никаких танцев у котла, в поле сидят те же три женщины и девочка, что-то тихо варят, являются несколько призраков убитых солдат. Один из них говорит о неуязвимости Макбета, другое дополняют ведьмы. 

Концовка тоже отлична от концовки трагедии. У Шекспира воины, возглавляемые принцем Малькольмом, ломают ветки Бирнамского леса, чтобы замаскироваться. Поэтому дозорному Макбета кажется, что на него надвигаются деревья. Так сбывается пророчество. В кино лес горит, и ветер носит его «останки» (пепел), который покрывает Дунсинанский холм.

И вот эпилог: Макбет и Макдуф бьются в поединке, и первый хвастается, что враг не может причинить ему вреда – ведь он рожден женщиной. На что Макдуф возражает: его раньше срока вырезали из чрева матери. И тут он наносит решающий удар. В пьесе он отсекает королю голову, здесь Макбет остается (поверженный и мертвый) сидеть на поле боя.

Сцена битвы в фильме «Макбет»

Туманная завеса над побережьем

То, что ведьмы не похожи на ведьм, призраки не столь страшны, нет мистической Гекаты и клокочущего зелья, говорит об одном: Курзель хотел показать историю, максимально приближенную к реальности. Это просто война и ожесточенная борьба за власть, развернувшаяся в Шотландии XI века. 

Об этом говорят измазанные лица изнуренных солдат (испуганных мальчишек), сермяжные одежды и покрывала женщин и девочек, поющих в замке Макбета народную песню, скромные короны, почти спартанское убранство замка, суровые пейзажи, словно припорошенные золой, – все серо, мрачно, гнетуще. Даже потрясающее побережье и равнины, которые в солнечный день заиграли бы яркими красками, показаны под вечным гнетом тумана. Никакого просвета. Никакой надежды. Нам ясно дают понять: вы смотрите трагедию, в которой нет места солнцу и добру. 

«Макбет» Дунсинанский холм

Люди вечно жаждут власти

Если вы не желаете усугубить осеннюю депрессию, переживать за невинно убиенных и сожалеть о том, как хороший парень Макбет пошел по кривой дорожке, а милая женщина стала монстром, не смотрите этот фильм!

Но, если вам хочется прикоснуться к чему-то великому, увидеть еще одно – очень, очень достойное (несмотря на незначительные изменения) воплощение трагедии Великого Барда, вперед! Вы не пожалеете, ведь история Макбета не потеряет актуальности никогда: люди вечно жаждут власти.

Фильм «Макбет» постер

Дизайн — Жанна Травкина