Стала известна дата выхода горячо любимой поклонниками фэнтези-ужастиков «Темной башни». Фанаты искренне рады, хотя в сценарий нового фильма с Идрисом Эльбой заложен далеко не весь цикл Стивена Кинга (серия состоит из 8 томов). Сам Кинг считает эти романы главным трудом своей жизни. Итак, «Темная башня» стартует не так скоро (27 июля 2017-го года), но король ужасов не должен быть обижен на кинематограф, его книги становятся фильмами и сериалами чаще произведений любого другого автора.
В нашей рубрике «Книга vs экранизация» мы решили обратиться к довольно старой (и, по нашему мнению, недооцененной) адаптации романа Стивена Кинга, в которой нет ничего мистического. Но жути тут хватает: она рождается из серой обыденности. Так что предупреждаем сразу: любителям «развлекухи» сейчас может стать скучно. И – страшитесь спойлеров!
Отцы и дети
В своей книге «Долорес Клэйборн» Стивен Кинг исследовал природу насилия в семье, жертвенности материнской любви и уделил внимание часто непростым отношениям людей разных поколений (ох, уж эта проблема «отцов и детей»)! Дочь сиделки и служанки богатой старой дамы узнает, что ее мать обвиняют в убийстве хозяйки. Хотя Селина уже полтора десятка лет не общалась с Долорес, она явится на остров своего детства. Она должна узнать – правда ли родительница расправилась с брюзгливой старухой, ведь повод был веским – все деньги Веры по странному завещанию миллионерши достаются Клэйборн. Такова преамбула романа.
За адаптацию книги взялся голливудский продюсер и постановщик Тейлор Хэкфорд, который снял драму с Ричардом Гиром «Офицер и джентльмен», триллер с Пачино, Ривзом и Терон «Адвокат дьявола» и байопик о знаменитом джазисте «Рэй».
Именно о ней думал Кинг, когда писал книгу
У режиссера и жена очень известная – британка-оскароносица Хелен Миррен. Может, ей по плечу была драматичная роль заглавной героини, однако Кинг уже при написании романа видел перед собой только одну актрису – Кэти Бейтс, которая запала ему в душу после триумфальной роли в «Мизери». Что ж, когда читаешь роман, действительно, так и видишь в роли простоватой и добросердечной толстухи, всю жизнь батрачившей на гордячку и грубиянку Веру Донован.
Но все же Миррен внесла свою лепту в съемки: именно она порекомендовала мужу мало известную британскую актрису Джуди Парфитт на роль миссис Донован. И та прекрасно справилась с ролью, ни разу не сфальшивив!
Хмурая Селина и развязный Джо
Как вы поняли, мы плавно перешли к обсуждению актерского состава фильма! Большой удачей ленты стало не только то, что заглавная роль уже была написана под Бейтс, но и что роль взрослой Селины получила Дженнифер Джейсон Ли. Это очень сильная исполнительница, которую сейчас почему-то крайне редко приглашают в кино. Может, после роли оторвы-бандитки в вестерне «Омерзительная восьмерка» о Ли вспомнят? Тарантино уже сослужил ей хорошую службу – роль бесстрашной циничной преступницы принесла Дженнифер номинацию на «Оскар».
Образ пьянчуги-мужа, который бил Долорес, вышел очень выразительным. Джо изображал актер Дэвид Стрэтэйрн, недавно блистательно сыгравший босса шайки высокопоставленных террористов в сериале «Черный список». Хотя он был великолепен в облике этого рафинированного мерзавца, облеченного властью, именно алкаш и садист в «Долорес Клэйборн» – одна из лучших работ артиста.
Удастся ли «расколоть»?
Конфликт матери и дочери возник после подозрения Селины: она думает, что мать виновна в гибели отца – тот оступился во время полного солнечного затмения и провалился в яму посреди лужайки. Вот и немолодой полицейский МакКи (Кристофер Пламмер) считает, что не все было так, как рассказала Долорес. А теперь еще и это убийство богатой старухи! Чтобы «расколоть» подозреваемую, МакКи и пригласил Селину, пусть пообщается с матерью.
Грехи отбрасывают длинные тени
Расследование трагического случая с Верой Донован (она была прикована к постели после инсульта и полностью зависела от служанки) перемежается флешбэками.
В этих «отсылах к прошлому» нам показывают, как жилось молодой Долорес с постылым мужем. Она вкалывала, как проклятая, стирая и крахмаля простыни надменной и злой Веры, пальцы немели на морозе, спина переставала гнуться. А дома Клэйборн ждал беспорядок, устроенный подростком Селиной и Джо, и капризы (и кулаки) супруга, проматывающего денежки второй половинки. Женщина горбатилась без продыха, была настоящей батрачкой, чтобы накопить на колледж дочери, а негодяй потратил эти драгоценные доллары. Но не это стало последней каплей терпения героини. Главный шок ждет зрителя впереди, когда он узнает, почему женщина решилась на роковой шаг.
Ужас, который рождается из… воздуха
То, что соавтором сценария был сам Кинг, а режиссером выступил опытный Хэкфорд, стало решающим фактором и сделало фильм шедевром. Не забываем и об уже упомянутых великолепных актерах и впечатляющих декорациях (хибара семьи Долорес и интерьеры дома Донован). Виновна героиня во вменяемом ей убийстве или нет, зрители узнают только в финале.
Кинг как никто умеет мастерски нагнетать психологическое напряжение и «выхватывать» ужас буквально из воздуха. Вот и здесь, глядя на туман, стелющийся над забытым Богом островом штата Мэн (именно здесь живет Долорес), мы буквально ощущаем, как эта гадкая липкая субстанция заползает под кожу и вызывает нервную дрожь. Нас охватывает предчувствие: вот сейчас случится что-то плохое, очень мерзкое. Селина тоже вспомнит это ощущение, а главное, осознает его источник и ужаснется.
Недооценили!
Можно позавидовать Кингу – по его книгам сняты великие фильмы («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Сияние» Кубрика, «Мизери»). Но и «Долорес Клэйборн» можно поставить в этот ряд – мастерская адаптация с рейтингом в 7.8. А то, что кассовые сборы кино так ничтожны (24,3 млн. долларов в прокате США), еще раз доказывает: наблюдать за человеческими трагедиями – слишком тяжело и неудобно. А вообще у этого фильма есть все составляющие успеха: детективно-триллерный сюжет, талантливые артисты и неожиданный финал.