Зови меня своим именем: летне-любовное томление

Книги
3419

Вы испытывали когда-нибудь такие сильные чувства к другому человеку, что не могли ни есть, ни спать, а перед глазами все время стояло любимое лицо, руки, которые могут ласкать вас, губы, о чьих поцелуях вы грезите? Если да, тогда вы прочувствуете мелодраму Луки Гуаданьино «Зови меня своим именем», претендовавшую на четыре «Оскара» и получившую одну статуэтку – за адаптированный сценарий, ведь фильм основан на романе Андре Асимана. Мы до сих пор находимся под впечатлением и от оскаровской церемонии, и от этой чудесной картины, а потому «Зови меня своим именем» – почетный гость нашей рубрики «Книга vs экранизация». 

Очень красивый роман 

Одноименный роман был написан Асиманом (уроженцем Александрии с еврейскими и сефардско-египетскими корнями) в середине 2000-ных, а в 2007-м году получил литературную премию. Критики отмечали: «Очень красивый роман» и «Если вы когда-либо были жертвой одержимой любви – силы, которая больше вас, которая тянет вас к объекту вашего желания, – вы узнаете все нюансы превосходного нового романа Андре Асимана». Как видите, мы начали наш рассказ с той же мысли, поскольку на сто процентов согласны с обозревателем «Вашингтон Пост».

 

Возможно, будет продолжение! 

И чтобы закрыть тему схожести/несхожести первоисточника и фильма Гуаданьино, скажем: все снято очень близко к содержанию книги, за исключением финальной сцены фильма. Вместо визита Оливера к Перлманам нам показывают, как Элио просто разговаривает с ним по телефону, а тот сообщает о скорой женитьбе. И еще – в книге есть встречи героев через 15 и через 20 лет после их знакомства. И вот потрясающая новость: Гуаданьино, вдохновленный теплым приемом картины, сообщил, что подумывает о сиквеле, в котором будет показан визит Элио в Нью-Йорк, где работает Оливер (теперь уже профессор). 

And the Oskar go to… непревзойденный Джеймс Айвори 

Ну, а великолепно адаптировавший книгу Джеймс Айвори, режиссер и сценарист, снявший изящные костюмные драмы «Комната с видом» с Хеленой Бонем Картер  и «Остаток дня» с Хопкинсом  и Томпсон, получил «Оскар» за свой труд. Что ж, он оказался рекордсменом – в 89 лет пока никто не удостаивался премии Киноакадемии!

В благодарственной речи новоиспеченный лауреат поблагодарил режиссера и превосходных актеров, без которых не было бы фильма. А еще вспомнил своего ушедшего из жизни (в 2005-м) партнера Исмаила Мерчанта, ему Айвори тоже обязан многим – они были вместе 44 года.

 

Ну просто кот в курятнике! 

О чем фильм? 17-летний сын профессора Перлмана, еврей Элио, проводит летние каникулы на семейной вилле в северной Италии, флиртует с местными девчонками, сочиняет музыку, много читает, с наслаждением купается (на дворе – жара). Рядом – любящие мама и отец, на столе – свежий сок и вкуснятина, приготовленная домоправительницей/поварихой Мафальдой. Словом – лепота, не о чем заботиться и беспокоиться!

Но все меняется, когда в дом приезжает студент-американец Оливер, которому 24 года. Высокий и красивый, он привлекает внимание девушек на танцах, кумушки средних лет судачат о парне и говорят, что он задается («Тоже мне, Супермен»), но тоже поневоле любуются новоявленным «Аполлоном». Под обаяние Оливера попадает и Элио, начавший встречаться с юной француженкой Марцией. Вскоре он понимает, что влюблен в молодого мужчину, и тот, кажется, понимает его чувства. Летняя нега сменяется неизбывным любовным томлением.

 

Они просто влюбленные люди 

Сразу скажем: мы нормально относимся к идее однополой любви, хотя, возможно, не совсем хорошо ее понимаем. А потому не часто смотрим фильмы о гомосексуальных страстях (хотя вот в сериалах этой темы не избежать – сейчас стало «модно» выводить в сценарии пару-тройку подобных пар). Однако когда начинаешь вникать в суть «Зови меня своим именем», забываешь, кто перед тобой – мужчины или женщины, ты видишь персонажей (так и хочется сказать, «андрогинных», хотя это не так), которых неумолимо влечет друг к другу.

Нет, они не геи, просто ВЛЮБЛЕННЫЕ люди. К тому же ничего пошлого на экране нет, снято все очень красиво и даже… целомудренно. Поэтому фильм вполне  подходит и для аудитории гомофобов (немного грубо прозвучало, пусть так: для тех, кто не терпит демонстрации однополой любви). Предупреждаем: те, кто хочет увидеть работу Гуаданьино ради «гей-клубнички» или скабрезностей, разочаруются.

 

Главные звезды явно сдружились! 

Наблюдая за актерами в сценах близости (мы имеем в виду и поцелуи), всегда гадаешь: а что чувствовали исполнители? Не секрет: когда влюбленных героев изображают парень и девушка, между ними нередко возникает служебный роман (яркие примеры – Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон, Бранджелина, Райан Гослинг и Рэйчел МакАдамс  или Аманда Сэйфрид, которая традиционно очаровывала своих партнеров по площадке). Однако Арми Хаммер счастливо женат на привлекательной актрисе, у них двое детей. Поэтому, конечно, ни о каком романе с Тимоти Шаламе речи не шло! Но, похоже, эти двое здорово подружились. Вообще режиссер Лука Гуаданьино признался, что съемочная группа была как большая дружная семья, поэтому работать над сиквелом (если таковой состоится) станет огромной радостью для всех.

 

Божественный Хаммер 

Ладно, с щекотливыми моментами покончили! Одно бесспорно – Арми Хаммер сыграл в фильме замечательно. Его герой прошел по «лезвию бритвы»: Оливера могли бы привлечь за совращение несовершеннолетнего и за мужеложство. Божественно-неотразимый, актер с еврейской (и русской) родословной, вполне был достоин номинации на «Оскар», хотя ее получил лишь Шаламе. На момент съемок (май-июнь 2016-го) Арми стоял на пороге 30-летия, но мы верим, что в кино ему 24, и ни днем больше! 

Символично, что премьера мелодрамы состоялась на фестивале независимых фильмов «Сандэнс», который основал Роберт Редфорд: Хаммер порой неуловимо напоминает оскароносца. Это комплимент.

 

Искренне-трогательный Шаламе 

Тимоти Шаламе – несомненно, открытие этого киносезона, он умудрился не только сняться в «Зови меня своим именем» и войти в истории «Оскара» как самый юный номинант (22 года), но и поучаствовал в другом фильме, претендовавшем на главную награду, «Леди Бёрд». Хотя тот, кто смотрел фантастику «Интерстеллар», возможно, помнит Шаламе по небольшой роли. 

У Тимоти, родившегося в Нью-Йорке, франко-еврейское происхождение. Что позволило актеру свободно говорить (в фильме) на французском и, естественно, на английском языках. Хотя проскакивали и итальянские словечки, место действия же – Италия. Мы бы отдали Тимоти «Оскар» за лучшую мужскую роль, особенно за последний крупный план, когда он смотрит на огонь в камине. Честно! Однако парню не повезло: на его «наградном пути» возник «тяжеловес» Гари Олдман, с чьим Черчиллем просто нельзя было посоревноваться.

 

Понимающий отец: спасибо Сталбергу! 

Майклу Сталбергу (отец Элио) тоже повезло: он сыграл и в этой прекрасной картине, и в фэнтези Гильермо дель Торо «Форма воды» (лидер нынешнего «Оскара», заслуживший наиболее желанную награду – за лучший фильм). Сталберг был к месту в обеих лентах, а понимающий отец, который немного завидует сыну – за доставшиеся тому дни счастья, – из Майкла получился суперский! Очень странно и удивительно. До «Зови меня своим именем» мы видели Сталберга в образе чудика из «Людей в черном 3», даже не верится, что это тот же самый артист. 

 

Песня-лейтмотив 

Кроме номинированных Айвори и Шаламе (и собственно кино – в главной категории) на статуэтку претендовала песня-лейтмотив мелодрамы, «Тайна любви». И, поверьте, композиция очень органично вплетена в канву сюжета, за кадром она звучит куда лучше, чем на оскаровской сцене. И все же послушайте. 

Обволакивающая итальянская нега 

Кстати, фильм снят в ошеломительных местах – это городок Крема и его окрестности с живописными лугами, озером, плодовым садом, где растут персики и абрикосы. Еще какой благодатный фон для проводящего время в блаженном каникулярном безделье мальчишки и его «сердечной бури». 

Пронизанный солнцем, этот мир обволакивает тебя, словно муху, случайно угодившую в мед или фруктовый джем. И ты тонешь, тонешь в этом томлении вместе с героями. Ммм… Сразу вспоминается собственная первая любовь! Да проверьте же – и сами убедитесь.

 

 

Дизайн — Жанна Травкина